Электронная библиотека

принадлежащие к господствующему исповеданию,

трактуете все, что составляет суть духовной жизни

целого народа.

- Изумляешься?

- А то как же? Положим, ты и сотни других,

прошедших через университетское ученье, - воображаете

себя свободными мыслителями. Но это не резон! Ты все-

таки член господствующей церкви. На тебя, прямо или

косвенно, падает ответственность.

- Постой, Авив Захарыч. Никакой ответственности мы

на себя брать не можем. Мы, уж если на то

пошло, гораздо больше закрепощены, чем любой сектант.

- А отчего? - горячее перебил Щелоков. - Отчего?

Оттого, что вы все так постыдно равнодушны

к самому высшему благу... к свободе совести! Для вас

говорить о вопросах веры, о других исповеданиях,

о том, как насилуется совесть сотен тысяч, - праздные,

почти неприличные для передового человека вопросы.

стр.577

- Вовсе нет!

- Да так! Я давно, брат, наблюдаю вас. За все

время, как я вращаюсь среди интеллигенции, я не помню

ни одного горячего разговора на эти темы... у самой что

ни на есть разрывной молодежи. А разве это фасон?..

- Но ты ударился в сторону, Авив. Тебе желательно

было знать мое мнение о твоем исповедании. По

существу я не берусь толковать о нем. Для этого надо

быть и начетчиком в вашем старообрядческом смысле,

и человеком особого вероучительного склада. А этого

во мне нет... извини!

- Мое чтение - я тебе начистоту скажу, Заплатин, -

было только претекст. Я желал вытянуть тебя

на коренную беседу вот о том, что меня изумляет

и сокрушает в вашем брате.

- Этого в один присест не решишь.

- Однако! Дело-то в том, что ни у кого из вас нет

ничего в запасе. Вы об этом не думали. Оно для вас

чуждо. А о том забыли, что вы, tacito consensu, миритесь с

всеобщей нетерпимостью, миритесь с своим, как

ты сейчас сказал, собственным духовным закрепощением.

Небось собери здесь дюжину однокурсников,

брось им какую-нибудь фразу, что автор "Капитала"

ошибается в том-то и в том-то. И сейчас дым коромыслом

поднимется. А тут духовная жизнь целого

народа - и хоть бы нуль внимания!

- Это не совсем так, Авив. К религиозным движениям

последних годов есть интерес в хорошей, читающей

публике.

- Так... от нечего делать! Или из общего свободомыслия;

но потребности настоящей, как в том же

простом народе, - нет! А без Бога, братец мой, жить

нельзя. Я тебе не говорю - без какого. Но без того,

что обозначается словом religio, вселенской, общемировой

связи - жить людям, причисляющим себя к избранному

меньшинству, - нельзя!

Никогда еще Заплатин не слыхал, чтобы Щелоков

так горячо и красноречиво говорил. Даже его

прибауточный, рядский жаргон слетел с него, и в его тоне,

выборе слов, жестах чувствовался не человек заурядной

"умственности", не оптовый торговец ситцем,

а бывалый студент, который больше десятков своих

товарищей думал и читал.

- Ты, пожалуй, прав, Авив Захарыч, - сказал

Заплатин, спуская на пол ноги, - но извини меня,

стр.578

я сегодня совсем швах. В виске зудит. Да и вообще...

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
(C) 2009 Электронные библиотеки