Электронная библиотека

получить более решительный оттенок. У каждого из

них будет более поводов высказаться... без утайки. Ни

бояться, ни стесняться друг друга им нечего!

Да и помимо этого, Щелокову начало сдаваться,

что Заплатин в последние недели стал впадать в какую-то

"мерехлюндию". Тут что-нибудь неладно.

С невестой своей он его познакомил. И Щелокову

сразу показалось, что такая подруга слишком для

него эффектна. Ею восхищается "превыше всякой меры" и

Элиодор. Из всего этого могут выйти осложнения, вряд ли

очень приятные бедному Заплатину. Немудрено, что он

стал впадать в задумчивость.

На женщину, любовь, брак - словом, на все, что,

по-модному, называется "феминизмом", - Щелоков

стр.574

смотрел по-своему и в этом "пункте" особенно доволен

тем, что ему, по его положению "столовера",

не признающего возможности в настоящее время брака как

таинства, не обязательно налагать на себя

супружеские узы.

Для него и законная жена будет только "посестра" -

подруга, в крайнем случае мать его детей, и только.

Никаких особых прав она на его личность, на его

душу, на весь его нравственный обиход не должна

иметь.

Как Авив Щелоков, как человек с образованием

и с мыслящей головой - он не считает всего этого

верхом общественного и нравственного уклада; но это

дает ему свободу, какой не имеют "церковные" ни

в господствующей церкви, ни в каком другом терпимом

исповедании, и за это он благодарит судьбу и ни на

какое другое положение по доброй воле не променяет.

Сам по себе он не бабник. Влюбчивости в нем не

было с той поры, когда кровь начинала играть в жилах. Не

знал он страсти, не страшился ее, как чего-то

греховного; но и не позволял своему воображению

вертеться около любовных сюжетов. Кое-какие "шалушки"

бывали; но связи до сих пор не было. Когда

придет его время, он подыщет себе подругу жизни

"посестру" - добрую, неглупую и грамотную девушку,

хотя бы и из бедного дома.

Ни за что, ни из-за какой писаной красавицы он не

променяет веры и не пойдет в церковники, как сделал

это отец Элиодора Пятова - такой же когда-то

"федосеевец".

За это он отдаст голову на отсечение, и не из

фанатизма, а потому, что он выше всего ставит свою

религиозную свободу.

Положим, его "согласие" только терпится; но,

"пребывая" в нем, он - вольный казак; нет никакого

"казенного" начальства над его совестью. Он "сам себе

папа" - как он любит, шутя, выражаться, и сам может

когда приспеет время - стать больше, чем простым

начетчиком, а если на то пошло, то и вероучителем.

Пустой, суетной "истовости" он в себе не видит.

Если б она была, он хоть бы самому себе сознался.

Но не может он и оставаться все в тех же взглядах,

верованиях[ и упованиях, какие переданы ему от

"стариков". Он куда дальше ушел и вот уже третий год

работает над своим собственным "credo".

стр.575

То, что можно было, по его разумению, согласить

в философии и науке с откровением, он согласил, но

и без него над этим работали умы "почище" его.

У него - более скромная задача: показать своим

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
(C) 2009 Электронные библиотеки